Историческое развитие понятия работа - Культура — Википедия

Впоследствии Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеал человека. В Средние века V-XVI вв. Новое время предлагает свои варианты культуры. В этот период появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимание культуры.

Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Эта точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо , который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы - как наиболее простую и правильную форму жизни человечества.

Руссо культура осмысливается как разделяющая человека и природу, культура есть зло и создана для подавления и порабощения человека. Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов - возраста, здоровья, климата, - с учетом склонностей и способностей человека.

Ребенка надо учить простым ремеслам, естественному образу жизни, далекому от жестокой и искусственной жизни городов - этих язв на теле человечества. Немецкие просветители Иоганн Готфрид Гердер и Вильгельм фон Гумбольдт утверждали, что культура есть господство человека над природой.

Гердер понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель - В. В такой трактовке понятие "культура" тесно переплеталось с понятием "прогресс". Кант называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека.

Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: Немецкая философия анализирует невозможность гармонического существования природы и культуры как "второй природы" по определению Г.

Гегеля , мира и человека. Возникает стремление рассмотреть культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являются необходимыми и неизбежными.

Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению немецкого философа Эрнста Киссирери , культура - символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность; культура - это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука и философия выступают как фазы этого процесса.

На этой основе складывается "классическая" модель культуры с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм. Немецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство.

Результатом такого производства является материальная культура, которая признается первичной по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

Культура, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. Таким образом, "классическая" модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала:.

Социальная работа

В таблице I показано, как менялось понятие "культура". Историческое изменение понятия "культура" в разные периоды европейской цивилизации. Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму. Ницше утверждается, что культура создана для подавления и порабощения человека. Человек, по мысли Ф. Ницше, изначально антикультурен, он - природное существо; но благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует западная культура.

Разоблачая несостоятельность этих буржуазных иллюзий, тех мифов, благодаря которым могут существовать слабые, больные, никчемные люди, Ф. Ницше провозглашает свою новую философию сверхчеловека. Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, он порываете обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса.

Противоречия между ценностями культуры и реальными проблемами жизни людей анализировал немецкий социолог Макс Вебер Он зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, который находится в противоречии между "землей" - эмпирическим миром, сформированным с помощью техники и науки, и "небом" - царством идеалов, ценностей истины, добра, красоты, которые призваны фундировать здание культуры, но при этом это царство не только оторвано от земли, то есть не имеет здесь своего реального основания, но и потрясено в своих основаниях внутренними раздорами, противоречиями "ценностей".

Анализируя кризис европейского человечества, европейской культуры, немецкий философ Эдмунд Гуссерль указывал на необходимость восстановить "жизненный мир" в его правах, поскольку именно он ценностно ориентировал познание жизненный мир - это круг представлений, складываюшийся в человеческой жизни изначально и первично, практически проверенный и усвоенный. В европейской культуре этот "жизненный мир" вытесняется направленностью на научное, опытное и логико-математическое познание мира.

В таблице 2 отражены основные идеи теорий культуры XIX в. Культура искажает подлинную природу, то есть жизнь. Люди проявляют "волю к могуществу": Диалектика человеческих идей, наука - это упорядочение мира по своим собственным законам отдаляются от жизни. Искусство - вид иллюзии, более тесно связан с жизнью. Западный человек находится в противоречии между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, причем сами ценности современного человека противоречат друг другу.

Утверждает единство мира культуры, включенность в него рефлексивных форм - искусство, религия, философия; каждая культурная эпоха обладает целостностью. Герменевтика - способ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, то есть духовной культуры в ее исторических образцах.

Культура - это познание мира через разум, веру верования , волю, эмоции, любовь, желания. В европейской культуре "жизненный мир" и "мифологический мир" вытесняется различными научными и теоретическими философскими установками. Греческая философия способна стать всеобщей нормой объективизацией "телоса" , которая объединит разные нации и многие поколения людей.

В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, стати популярными иные трактовки. Так, немецкий философ Мартин Хайдеггер выступает категорически против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным внешним по отношению к человеку обстоятельствам.

Именно в этом подчинении человека вещам, предметам, расхожим мнениям и заключается, по мысли М. Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающая личность и ее самобытность. Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, он мифологизирует свою жизнь.

В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности. Фактически продолжая эти же позиции, французский философ и общественный деятель Жан-Поль Сартр выступает против прогресса, не верит в прогресс, так как это - улучшение, а человек всегда остается одним и тем же перед лицом изменяющихся обстоятельств.

Современное общество, считал Ж. Сартр, основанное на технических достижениях и бюрократической рационализации производства, ведет к уничтожению человеческого достоинства, его внутренней свободы, а следовательно, и гуманизма. Любая культура ведет человека к разрушению. Главный тезис экзистенциализма - "человек - это свобода" предполагает вечную для человека проблему - проблему выбора своих поступков, своей жизни, своей судьбы.

Человек всегда находится в ситуации выбора, он осужден на это и сам выбирает свое бытие. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации.

Историческое развитие понятия «культура» - Материалы - Актуальные вопросы - Интенция | Все о философии

Все поступки человека, утверждает Ж. Сартр, не обусловлены средой, наследственностью или воспитанием, а определяются самим человеком. Выбирая свои поступки, человек сам создает себя, создает свой мир и становится таким, каким он себя сам создаст.

Человек ответственен за свой выбор, и вина за то, что он выбирает: Идеи теории культуры XX в. Мыслители и поэты - хранители этого жилища". Язык выступает средством общения, орудием господства человека над миром, инструментом воспитания, образования, культуры. Язык - средство передачи культурного наследия. Язык составляет основную социальную природу человека. Культура - совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей.

Различие между культурами - разнообразие способов удовлетворения потребностей. Заимствование и изменение культуры происходит на уровне социальных институтов, изменения существующих форм социальной системы Б. В начале XX в. Уже во второй половине XX в. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Особое место среди современных концепций культуры занимает философия Франкфуртской школы, которая отрицательно относится к современной ей западной культуре, считая, что она, с ее несомненными достоинствами комфорта, безопасности, удобства бытия, рождает и репрессивную терпимость людей, их "одномерность", их интегрированность в буржуазное существование, а значит, и формирует нежелание бороться против существующего, за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации.

Борьба за свободу человеческого существования, по мнению представителя этой школы - немецко-американского философа и социолога Герберта Маркузе , должна начинаться со всеобщего отрицания, а осуществить эту тактику могут только те люди, которые стоят на обочине современного общества, непроинтегрированы в систему репрессивной терпимости, в первую очередь молодежь, деклассированные элементы.

Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада, на ней основывалось движение "новых левых" в начале х гг.: Современные концепции культуры - "постклассическая" модель культуры - выражает разочарование в возможностях разума.

Таким образом, "классическая" модель культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала: Историческое изменение понятия "культура" в разные периоды европейской цивилизации Постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: Теории культуры XIX в.


Комментарии
 

Используя теории поведения человека и общественных систем , социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Впервые в мировом истории подъем общественных сил, вышедших из-под контроля местных гражданских общин, принимает в таких широких масштабах фатальный и принудительный характер.

© 2003-2017 fitprofit.ru